Укрощение @Интернет@

       

Маленькие секреты издательсткой


Лет десять назад изданием своей книжки было можно гордиться. Типографии тогда были маленькие и медленные, а редакторы ворчливые и строгие, так и норовящие загубить все творчество на корню

.Сейчас же все изменилось, но до сих пор по массовому мнению – издание своей книжки дело не простое, за которое "простому смертному" и браться не стоит. Но, нет, стоит! Стоит  только попробовать, войти во вкус, как потом просто невозможно остановиться!

Весь вопрос в том, как начать? И стоит ли начинать вообще? Где же взять "руководство начинающего писателя", чтобы сделать первые шаги? К сожалению, ничего подобного на рынке не наблюдается. Да и в личном общении далеко не каждый автор с готовностью поделится своим опытом. Действительно, зачем ему лишняя конкуренция?

Кстати, на счет конкуренции. Россыпи книг на лотках часто отпугивают молодых писателей от мысли издать что-то свое. Кажется, что все темы, которые только существуют в мире, исчерпаны и вылизаны дочиста, и ничего нового добавить не получится.

На самом деле ситуация вовсе не так безнадежна. Скорее наоборот. Хорошие книги можно пересчитать по пальцам одной руки. Во всяком случае, на рынке технической литературы все обстоит именно так.

Особенно это стало хорошо заметно на фоне бурного развития информационных технологий. Большинство авторов в погоне за скоростью приносят в жертву качество. Практически все изданные за последнее время книги едва ли покрывают технические руководства описываемых программных продуктов и большей частью бесполезны для рядового пользователя.

Откроем любую книгу, посвященную такому популярному продукту, как Microsoft Word. Эдакий "кирпич" под тысячу страниц. Но, увы, часто это просто подробное описание пунктов меню, большая часть из которых никакого описания и вовсе не требует!

Можно ли научиться работать с помощью этой книги? Сомнительно. Ведь техника работы c Word-ом не ограничивается одним лишь умением тискать мышь и клавиатуру. Необходимы навыки и приемы работы. И постигать их придется методом проб и ошибок самому.


Почему же покупаются такие книги? Вероятно, по инерции, да и лучшего все равно ничего нет. А если попробовать самим написать что-нибудь на эту тему? Утолить свой и чужой информационный голод?

И такая ситуация не только с одним Word-ом. Буквально про любое приложение можно сказать то же самое. Особенно в области программирования и разработки приложений. Насыщенность рынка книжной продукцией это только иллюзия. На самом деле новые издания расходятся моментально.

Итак… будем считать, я склонил вас к мысли, что издать собственную книжку вовсе не бредовая идея, и попробовать все же стоит. Но для начала лучше потренироваться на публикациях в периодических изданиях.

Это не только даст некоторые навыки, но и облегчит дальнейшее общение с издателями, которым будет по чему судить о вашем профессионализме.



Но прежде, чем засесть за написание статьи, неплохо бы сначала выбрать журнал, для публикации, и писать в принятом для него стиле. Ведь у каждого журнала свой круг читателей. Это могут быть деловые люди, инженеры, программисты, студенты, подростки. И для каждого из них нужен свой подход. Иначе, прочитав первые несколько строчек, они просто закроют журнал или просто перилистнут пару страниц.

Предположим, журнал выбран. Каковы дальнейшие действия? Находим электронный адрес главного редактора и вежливо просим его сообщить условия публикации. Вообще-то по логике вещей следовало бы обратится к ведущему одного из разделов, близкого по тематике к вашей статье, но… Из личного опыта могу вас заверить, что главный редактор обычно отвечает на порядок быстрее и подробнее.

Из условий публикации в первую очередь необходимо узнать следующие:

-- максимальный допустимый объем публикации (обычно от 10 до 30-40 килобайт

-- стоимость одного килобайта печатного текста (колеблется от 1$ до 15$, обычно 5$-8$)

Правила оформления текста могут сильно разниться от журнала к журналу, но это не настолько критичный фактор, что бы всерьез брать его во внимание. Тем более, что если в вас заинтересованы, то примут даже рукопись на газетной бумаге, - все равно приведение текста в "божеский" вид - задача верстальщика.



Это, кстати, многие упускают из виду и пытаются форматировать текст самостоятельно. Так вот, ни в коем случае этого делать не надо! Этим вы только усложняете жизнь другим людям. Ваше форматирование до верстки все равно не дойдет, поэтому пишите "сплошным" тестом, выделяя лишь заголовки и абзацы.

Таблицы и рисунки настоятельно рекомендуется поставлять в отдельных файлах, а в тексте лишь давать на них ссылку, формат которой либо описать перед текстом, либо спросить у редактора.

Кстати, комментарии и просьбы к редакторам и верстальщикам, беспорядочно разбросанные по тексту - это самое худшее, что может быть в их работе. Строго говоря, верстальщик вообще не читает текст. Он его верстает. И "выкусывать" комментарии для него занятие не из приятных.

Все необходимое пишите в одном месте до или после текста статьи. Но в любом случае не увлекайтесь таким занятием. Верстальщику самому лучше знать, как оформить текст. И не нужно пояснять редактору, что в такой-то строке "карова доет малако" вовсе не опечатка, а ваш тонкий авторский замысел. Просто избегайте таких ситуаций вот и все.

Кстати, часто можно услышать жаркие споры на счет редакторской правки. Насколько она правомерна и так далее. Вообще-то после внесения любых изменений, редактор обязан отправить их автору на утверждение. Но практически это медленно, неудобно и даже бессмысленно. Поэтому часто правка осуществляется "задним числом" и автор порой узнает о ней, только увидев свою публикацию в журнале.

Случается, что редактор урезает статью вдвое, а то и втрое или делает из двух одну. А некоторые позволяют вписывать "отсебятину", которая не только уродует текст, но еще и портит вашу репутацию.

Можно ли этого избежать? Конечно. Просто оговаривайте необходимость предварительного просмотра отредактированного текста. А лучше, – пожелайте такому редактору удачи и отправитесь к другому, благо, что сегодня есть куда.

Действительно, с хорошими редакторами проблем не возникает, тогда как с плохими вы будете больше заняты "разборками", чем работой.



Частый вопрос начинающих, – что делать, если редакторская правка вас не устраивает? Разумеется, отвергнуть ее и вернуться к вашему варианту. Схема тут простоя. Автор этого произведения вы, следовательно, и владелец вы и никто другой. Вы вправе отказать редактору. Правда, редактор вправе в свою очередь отказать вам в публикации, но… тогда можно пойти к другому редактору или попытаться найти компромиссный вариант.

Однако, к словам хорошего редактора практически всегда следует прислушиваться, поскольку его цель улучшить текст, даже если на первый взгляд это не очевидно (из практики автора – бывает, получишь рецензию на свою статью и такое возмущение охватывает: "да что это за редактор такой?! что он себе позволяет?!", а потом, подумав хорошенько, понимаешь – "а ведь он прав!").

От сотрудничества с таким редактором можно только выиграть, и поднять свой профессиональный уровень, что не раз потом поможет в будущем. Теоретически редактор должен присылать нечто вроде рецензии на ваше произведение, но практически ни у кого из них на это не находится времени (редактура, кстати, одна из самых низкооплачиваемых работ в издательском бизнесе). Имеет смысл попросить редактора да дополнительное вознаграждение прислать максимально подробную рецензию, чтобы не совершать в дальнейшем одни и те же ошибки.

Кстати, необходимо уточнить, о каком же мы редакторе говорим. Ведь он не один в издательстве! Обычно этим занято, по крайней мере, два человека – ведущий раздела и главный редактор.

Но вот отношения между ними могут очень сильно разниться от издательства к издательству.

Так, в одном случае, ведущий раздела может и вовсе не иметь ни каких прав, и как бы он не одобрял вашу статью все равно конечное решение остается за главным редактором.

В другом случае, у редакторов разделов "своя вотчина", на которую главный без особой нужды предпочитает не залезать.

Поэтому ориентируйтесь по обстановке с кем вам окажется удобнее сотрудничать. Ищите человека, который реально отвечает за публикацию, и отсылайте все статьи ему. Это сократит много нервов и времени.



Когда статья отредактирована, и редактор дал добро, она помещается в "актив" и через какое-то время может быть опубликована. Весь вопрос – через какое. К сожалению, разброс здесь бывает очень большим. Может быть в ближайшем номере, а может быть и через полгода. Поэтому если хотите публиковаться регулярно, то пишите не одну статью и сотрудничайте не с одним журналом. Только ни в коем случае не посылайте одну и ту же статью в два и более журналов. Случись такое, и с вами, скорее всего, навсегда распрощаются. Впрочем, некоторые, очень немногие, журналы на это смотрят "сквозь пальцы", но все равно повторная публикация чести вам это не добавляет.

Часто после нескольких удачных статей вам могут выделить немного журнального пространства в каждом номере, для постоянных публикаций. А в будущем могут сделать и редактором раздела.

На первое можно соглашаться с удовольствуем, а вот польза от второго очень сомнительна. Быть редактором – это добровольно возлагать на себя ответственность и множество обязанностей часто за смешную плату. Впрочем, для некоторых и этого оказывается достаточно.

Раз уж мы коснулись финансовых вопросов, обсудим заодно и сроки выплат гонораров. Чаще всего выплата происходит спустя какое-то время после выхода тиража из типографии и его распространения. Или же издательство выплачивает деньги за прошлый номер (учитывая, что подавать материалы для публикации приходится заблаговременно, как правило, за месяц, то выходит, что гонорар вряд ли будет выплачен ранее, чем два - три месяца, спустя начала работы над статьей).

Но иногда, в качестве исключения, вам могут выплатить деньги немедленно после подачи материала или даже дать аванс до начала работы над статьей! Разумеется, только в том случае, если в вас будет заинтересованы.

То же относится и к размеру гонораров. Разберемся, откуда вообще получаются объявленные цифры? Все очень просто – на каждый номер главному редактору отпускается некоторая сумма, которой он будет расплачиваться с всеми-всеми авторами (а иногда и редакторами, верстальщиками, – хотя обычно они оплачиваются отдельно).



Выходить за пределы оговоренной суммы редактору крайне не рекомендуется. Однако распределение денег между отдельными авторами – исключительно его забота. Ваш гонорар зависит только от интереса редактора к вашим материалам.

Таким образом, вполне может случиться, что вам заплатят вдвое или даже втрое больше "средней" суммы. Кстати, "средняя сумма" – понятие растяжимое. Если редактор сообщает, что гонорары у них от 3 до 6 долларов за килобайт, то это означает лишь то, что таковы выплаты большинству авторов. То есть, если вдруг все авторы сразу подадут чертовски хорошие статьи, то вовсе не факт, что каждый из них получит по 6$ - бюджета не хватит. Все равно от кого-то придется "отщипнуть".

Впрочем, это только одна из возможных схем. Бывает и так, что бюджет практически не лимитирован или наоборот, главному редактору приказано строго придерживаться тарифной сетки и не допускать большого разброса.

Наконец, выходит журнал с вашей статьей. Что бы была возможность похвастаться этим перед знакомым, писателям принято дарить авторские экземпляры. Обычно столько, сколько у вас хватает наглости попросить. Приблизительно от трех до пяти штук, но бывает и больше. Впрочем, зачем нам больше? Мариновать их что - ли?

И вот тут молодые авторы с нетерпением ждут отзывов в свой адрес. Увы, часто (даже почти всегда) им отвечает гробовое молчание или резкие, ругательные оскорбления в их адрес. К этому придется привыкнуть как к неизбежному злу.

И чем больше вы будете публиковаться, тем больше у читателей будет желание видеть вас таким, каким они хотят вас видеть, а не таким, какой вы на самом деле есть. И это нормально. Так устроен мир. Читатель всегда хочет "перетянуть одеяло на себя". Но пусть не будет это поводом к действию. Оставайтесь самим собой. У каждого автора есть своя читательская аудитория, – а всем угодить просто невозможно. А идти на поводу отдельно взятых читателей – дурная привычка, которая до добра еще никого не доводила.

Кстати, наивно думать, что даже интенсивные публикации могут существенно помочь в поисках хорошей работы. Вероятность этого достаточно низка, хотя спустя какое-то время, если ваше имя будет постоянно мелькать в десятках популярных изданий, то работодатель может придти к вам сам (разумеется, если статьи будут соответствующего уровня)



Впрочем, о работе. Можно ли заработать себе на жизнь написанием статей? Написание статьи в 30 килобайт у разных людей занимает от вечера до недели. И, во всяком случае, любой способен написать пару статей в месяц. Исходя их среднего гонорара в 6$ получается что-то между трехсот и четырехсот долларов в месяц. А что? Средняя зарплата по Москве приблизительно такая же.

Однако статьи (особенно технические) сами по себе из воздуха не возникают. Чтобы их писать, нужно интенсивно работать и быть в курсе последних событий и технологий. И вот тут возникает неувязка.

Требуется чрезвычайно обширные знания, чтобы каждый месяц выдавать по три- четыре статьи и при этом еще успевать подбирать материал. К тому же ни кто не даст гарантий, что каждая статья будет опубликована. Какой-то процент из них будут "браковать" или откладывать в дальний ящик.

Да еще если вспомнить об урезании материала, "завернутых" темах номера, наплывах статей от других авторов, кризисах, инфляциях… то выходит, что подобный способ заработать себе на жизнь не самый лучший из возможных.

Но зато он позволяет приобрести опыт, который может пригодиться при написании книг, например. Но это уже разговор другого разговора…


Содержание раздела